Концепция формирования здорового образа жизни в СтГМУ

Гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности. Одной из важнейших предпосылок гармоничного развития является сохранение и укрепление здоровья человека. Деятельность обучающихся, включая студенчество, сопряжена с высокими нагрузками, что определяет необходимость учёта фактора здоровья в её организации. Поступившие в вузы не отличаются высокими показателями здоровья. Согласно данным скрининговых исследований, проведенных Центром студенческого здоровья СтГМУ, к началу обучения в университета более чем у 50% студентов-первокурсников отмечаются функциональные отклонения в состоянии здоровья и лишь только не более 20% из них могут считаться практически здоровыми.

К вузовским факторам риска, которые негативно сказываются на здоровье студентов, относятся: интенсификация образовательного процесса, нередко присутствующая стрессовая среда и, подчас, нерациональная организация учебно-воспитательной деятельности, ее несоответствие возрастным и функциональным возможностям обучающихся, отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни и т.д. Поэтому, создавая необходимые условия для обучения и воспитания, организуя здоровьесберегающее окружение, университет формирует свой особый тип жизнедеятельности, свою особую «территорию здоровья», которая способствует не только сохранению и укреплению здоровья, но и развитию приверженности принципам здорового образа жизни.

Немаловажную роль в формировании здоровьеориентированного мышления студента играет личность преподавателя, который должен быть не только убеждённым сторонником принципов ЗОЖ, но должен владеть технологией формирования у своих подопечных практических навыков профилактического толка. Необходимым условием для развития личности студента становятся инновационные педагогические подходы, позволяющие осуществить воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья, как ценности. Учитывая профессиональные задачи будущих врачей, реализация такого подхода в СтГМУ приобретает особую значимость, поскольку у студенческого контингента необходимо не только прививать чувство ответственности за своё собственное здоровье, но, что не менее важно, успешно формировать у него целый комплекс превентивных компетенций. Поэтому СтГМУ, как и все медицинские вузы, особенно нуждается в создании комплексного, системного здоровьесберегающего подхода, осуществление которого будет способствовать воспитанию не только здоровых, но и профессионально и социально активных специалистов, способных к творческому и эффективному преобразованию окружающей среды в плане её оздоровления.

Таким образом, основная идея данной концепции – идея формирования ценности здоровья и здорового образа жизни посредством создания здоровьесберегающей среды медицинского вуза, в соответствии не только с возрастными и индивидуальными особенностями студентов-медиков, но и с учётом целей и задач профессиональной подготовки будущего специалиста.

Цель – формирование в СтГМУ эффективной системы обеспечения физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующего воспитанию гармоничной и высокоинтеллектуальной личности врача, достижению высокого уровня сознательности и ответственности всех участников образовательного процесса в формировании ценностей здорового образа жизни.

Для достижения данной цели необходима реализация следующих задач:

  • создание и развитие необходимой инфраструктуры для осуществления здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности университета;
  • создание эффективной модели межсекторального и межведомственного взаимодействия, направленного на разработку и реализацию программ здоровьесбсбережения и формирования здорового образа жизни;
  • разработка и внедрение образовательных программ (в том числе интегрированных в преподаваемые дисциплины), направленных на сохранение здоровья и обучение здоровому образу жизни;
  • обеспечение научного, методического, а также информационного сопровождения деятельности по формированию здорового образа жизни в университета;
  • совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля по вопросам формирования здорового образа жизни;
  • разработка и реализация системы воспитательных, социальных, культурно-нравственных мероприятий, направленных на развитие устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, стремлений к активному физическому и духовному самосовершенствованию, побуждающих к личному участию в пропаганде ценностей ЗОЖ;
  • формирование через преподаваемые предметы бережного отношения к здоровью и стремление к здоровому образу жизни.

Основные принципы реализации поставленных задач:

  • комплексность;
  • системность;
  • целостность;
  • принцип внутривузовской (межсекторальной) и межведомственной интеграции и координации взаимодействия;
  • долгосрочность.

Базовая модель здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности СтГМУ содержит взаимодействующие модули, каждый из которых реализует собственные задачи, а вместе они формируют целостную систему:

  • административно-правовой модуль;
  • модуль здоровьесберегающей инфраструктуры;
  • медицинский модуль;
  • образовательный модуль;
  • научно-методический модуль;
  • информационно-пропагандистский модуль;
  • социально-воспитательный модуль;
  • физкультурно-оздоровительный модуль.

Административно-правовой модуль

Для развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности университета необходимо создание нормативно-правовой базы в сфере политики здоровья в вузе, включающей следующие документы:

  • Положения структурных подразделений университета, участвующих в данной деятельности (Центра студенческого здоровья, ОПК, Физкультурно-оздоровительного комплекса, Центра психологической и социальной поддержки, спортивно-оздоровительного лагеря «Ставрополье», столовой университета и др.структур);
  • коллективный договор, предусматривающий позиции здоровьесбережения сотрудников;
  • приказы и распоряжения ректора университета по вопросам укрепления и охраны здоровья, отказу от вредных привычек и пр.;
  • планы мероприятий по проведению медицинских осмотров студентов, диспансеризации сотрудников, вакцинации и др. видов медицинского обеспечения университета;
  • планы физкультурно-оздоровительных, агитационно-массовых мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;
  • совместные программы и планы мероприятий с учреждениями и ведомствами г.Ставрополя и Ставропольского края по формированию здорового образа жизни.
  • соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм для учебных корпусов, общежитий, столовой, клинических и др. структурных подразделений университета.

Модуль здоровьесберегающей инфраструктуры

Данное направление предполагает развитие материально-технической базы, обеспечивающей деятельность по охране здоровья и формированию здорового образа жизни, включая приобретение необходимого оборудования:

  1. Создание медицинского пункта университета, укомплектование необходимым лечебно-диагностическим оборудованием и кадрами;
  2. Развитие Центра студенческого здоровья:
    • дооснащение необходимым диагностическим и медицинским оборудованием;
    • внедрение новых здоровьесберегающих технологий.
  3. Развитие санатория-профилактория «Искра»:
    • проведение капитального ремонта, оснащение необходимым медицинским оборудованием;
    • расширение спектра оказываемых медицинских услуг и внедрение новых методик физиотерапевтического и восстановительного лечения.
  4. Материально-техническое укрепление спортивной базы:
    • проведение капитального ремонта помещений, бассейна и фитнес-зала Физкультурно-оздоровительного комплекса, создание на его территории новых спортивных площадок, оснащение необходимым оборудованием и инвентарем;
    • реализация проекта «Студенческий стадион»;
    • создание и оснащение физкультурно-оздоровительного центра в подвальных помещениях главного корпуса по ул. Мира.
  5. Укрепление материально-технической базы спортивно-оздоровительного лагеря «Ставрополье», строительство и оснащение спортивных площадок на его территории.
  6. Организация рационального и диетического питания в столовой университета.

Медицинский модуль

  1. Организация и проведение медицинских мероприятий по диагностике заболеваний и выявлению факторов риска:
    • Ежегодные организованные медицинские осмотры студентов 1 курса:
      • Центром студенческого здоровья;
      • студенческим отделением МУЗ «Городская поликлиника №1»;
      • ГУЗ «Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины»;
    • Ежегодные профилактические медицинские осмотры студентов, интернов, ординаторов, аспирантов.
    • Ежегодные организованные медицинские обследования иностранных студентов;
    • Диспансеризация сотрудников университета и проведение осмотров выездными бригадами Центра здоровья;
    • Ежегодное флюорографическое обследование;
    • Систематическое анкетирование учащихся с целью выявления и оценки распространенности факторов риска заболеваний и вредных привычек.
  2. Осуществление обработки и анализа результатов медицинских осмотров и распределение студентов по группам здоровья, в том числе по группам для занятий физической культурой
  3. Разработка индивидуальных коррекционно-оздоровительных программ для групп с факторами риска развития заболеваний и выявленной патологией.
  4. Осуществление комплексных оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными оздоровительными программами:
    • диспансерное наблюдение в МУЗ «Городская поликлиника №1»;
    • оздоровление, комплекс восстановительного лечения в Оздоровительно-профилактическом комплексе СтГМУ;
    • занятия лечебной физкультурой;
    • консультативно-диагностические и лечебные мероприятия в клинических подразделениях университета;
    • консультирование по коррекции питания, режиму труда, учебы и отдыха, а также помощь по отказу от вредных привычек ведущими клиницистами университета и сотрудниками Центра студенческого здоровья;
    • консультации специалистов на клинических кафедрах университета.
  5. Проведение мониторинга показателей здоровья студентов в процессе их обучения.
  6. Создание и регулярное ведение электронной базы данных состояния здоровья участников образовательного процесса.

Образовательный и научно-методический модули.

Разработка и внедрение образовательных программ (в том числе интегрированных в преподаваемые дисциплины), направленных на сохранение здоровья и обучение здоровому образу жизни;

Создание элективных циклов профилактической направленности, формирование перечня профессиональных компетенций превентологического типа по каждой кафедре (факультету);

Разработка и издание учебно-методических пособий по ЗОЖ и профилактической медицине с учетом специфики кафедр для использования в учебном процессе;

Создание тематического ресурса по профилактической медицине в рамках электронной библиотеки, а также страницы на сайте СтГМУс учебными материалами для студентов и курсантов ИДПО по профилактической тематике;

Проведение заседаний студенческого научного общества, конференций, олимпиад по тематике здорового образа жизни;

Разработка и проведение совместно с учреждениями здравоохранения циклов лекций, семинаров и тематических занятий в «Школах здоровья» при МО.

Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля по вопросам формирования здорового образа жизни.

Социально-воспитательный и информационно-пропагандистский модули.

      1. Организация внеучебной деятельности в университета, направленной на формирование у студентов мотивации здоровьесбережения, стремления к активному физическому и нравственному самосовершенствованию, побуждающей к личному участию в пропаганде ЗОЖ и профессиональной компетентности в этой области:
        • организация волонтерской работы по приобщению к ценностям здорового образа жизни и навыкам социально-ответственного поведения;
        • организация и проведение студенческих акций и мероприятий по формированию негативного отношения к употреблению психоактивных веществ и другим асоциальным явлениям;
        • организация и проведение конкурсов на звание «Самый здоровый факультет», «Самая здоровая группа», а также выставок фоторабот, плакатов, и других конкурсных мероприятий, связанных с пропагандой ЗОЖ;
        • участие в городских фестивалях и конкурсах по тематике ЗОЖ;
        • организация тематических семинаров для студентов, а также кураторов групп по вопросам профилактики алкоголизма, табакокурения, наркомании и других форм зависимости с привлечением специалистов наркоконтроля, правоохранительных органов и психологических служб.
      2. Разработка и реализация системы социально-психологической поддержки и помощи студентам и сотрудникам СтГМУ в развитии мотивации ЗОЖ с привлечением профильных специалистов.
      3. Организация работы студенческого видеолектория по формированию здорового образа жизни и вопросам профилактической медицины; привлечение студенческого видеолектория к работе в других образовательных учреждениях города и края.
      4. Разработка и реализация информационно-пропагандистского обеспечения здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности университета:
        • организация постоянно действующего Интернет-ресурса «Вуз – территория здоровья»;
        • ведение онлайн-рубрики по проблемам укрепления здоровья и здорового образа жизни;
        • размещение информационных материалов на сайте университета и в СМИ;
        • информационное сопровождение деятельности волонтерских отрядов, акций, конкурсов и других мероприятий по тематике здорового образа жизни; разработка и издание раздаточных материалов для данных мероприятий.

Физкультурно-оздоровительный модуль.

    1. Обеспечение формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на физическое самосовершенствование и самовоспитание;
    2. Организация работы спортивных секций университета и развитие студенческого спорта;
    3. Привлечение максимально возможного числа сотрудников университета к занятиям физической культурой и спортом в спортивных секциях университета;
    4. Организация и регулярное проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий: спартакиад, соревнований, дней спорта и пр.;
    5. Участие сборных команд университета в соревнованиях различного уровня; материальная поддержка студентов — членов сборных команд университета; приобретение спортивной формы и инвентаря для членов сборных команд университета;
    6. Введение формы поощрения «Спортивный стипендиат»;
    7. Организация работы специальных медицинских оздоровительных групп; разработка и внедрение новых методик и технологий для занятий физической культурой среди данного контингента обучающихся, а также учебно-методических пособий и материалов;
    8. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых коррекционных программ по лечебной физкультуре для студентов оздоровительных групп;
    9. Разработка и внедрение функциональных и нагрузочных тестов для выявления адаптивности организма к физическим нагрузкам;
    10. Организация и проведение мониторинга физического здоровья и физической активности студентов в процессе их обучения в университете;
    11. Создание на базе ФОКа восстановительно-реабилитационного центра для активизации работы специальной медицинской группы и реализации программ адаптивной физической культуры.